ГБУ ОО ЗО "Семёновская СОШ № 24" Г.О. Мелитополь
с. Семеновка Мелитополского района
  • Работа с одаренными детьми

    «Раскрытие талантов – это наша с вами задача, в этом – успех России».

                                                            В.В.Путин

    Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

    Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "гении" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

    Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

    Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

    В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.

    Признаками одаренного ребенка являются:

    Признаками одаренного ребенка являются:

    1. Быстрое освоение деятельности и высокая успеваемость ее выполнения;

    2. Выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения

    предметом, ведущее к новому видению ситуации, появление неожиданных идей и

    решений.

    3. Сформированность качественного своеобразного индивидуального стиля

    деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.

    4. Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая

    структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе

    разнообразных связей; увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и

    формулировать общие закономерности.

    5. Своеобразный тип обучаемости. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к

    самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных

    воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.

    При этом деятельность педагогов предусматривает:

    • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
    • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
    • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
    • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
    • управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.

    Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.

    Условно можно выделить три категории одаренных детей:

    • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
    • Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ).
    • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

    Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

    • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
    • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
    • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
    • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
    • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

    Советы родителям одаренных детей:

    -поймите ребенка и осознайте его уникальность;

    -помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;

    -поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;

    -не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;

    -учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;

    -спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;

    -на е забывайте уделять внимание физической активности малыша;

    -создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;

    -учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;

    -считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

    Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).
    Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.
     

    1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
    -интересуется самыми разными механизмами и машинами;
    -любит конструировать модели, приборы;
    -сам находит причины неисправностей механизмов;
    -пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
    -любит рисовать чертежи и эскизы;
    -интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
     

    2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
    -любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
    - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;

    - поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
    -сочиняет мелодии.

    3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
    - обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
    - умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;

    - проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;

    - с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;

    - не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
     

    4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
    - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
    - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
    - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
    - с большим желанием выступает перед аудиторией;
    - пластичен и открыт всему новому;
    - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
    5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
    - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
    - обладает хорошей памятью;
    - легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
    - задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
    - интересуется книгами;
    - обгоняет своих сверстников в знаниях;
    - гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
    - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
    - очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

    6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:
    - он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
    - смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
    - почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
    - неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
    - лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
    - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
    - никогда всерьёз не устаёт;
    - у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
     

    7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
    - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
    - любит фантазировать или импровизировать;
    - изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
    - любит, уединившись, сочинять рассказы.
    8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
    - не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
    - в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
    - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
    - охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
    - любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.

    Документы

    • Все документы
    • Основные документы
    • Локальные акты
    • Памятки
    • Локальные нормативные акты

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике