Реализация внутреннего мониторинга качества образования
1. Реализация внутреннего мониторинга качества образования осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки качества образования.
2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и осуществляются на основе проблемного анализа образовательной деятельности школы, определения методологии, технологии и инструментария оценки качества образования.
3. Предметом системы оценки качества образования являются:
- качество образовательных результатов обучающихся (степень соответствия индивидуальных образовательных достижений и результатов освоения обучающимися образовательных программ государственному стандарту);
- качество организации образовательной деятельности, включающей условия организации образовательной деятельности, в том числе доступность образования, условия комфортности получения образования, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, организация питания;
- качество формирования функциональной грамотности обучающихся, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;
- качество основных и дополнительных образовательных программ, принятых и реализуемых в школе, условия их реализации;
- воспитательная работа;
- профессиональная компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению требуемого качества результатов образования;
- эффективность управления качеством образования и открытость деятельности школы;
- состояние здоровья обучающихся.
4. Реализация школьной СОКО осуществляется посредством существующих процедур и экспертной оценки качества образования.
4.1. Содержание процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся включает в себя:
- государственную итоговую аттестацию выпускников 11-ых классов в форме ЕГЭ;
- государственную итоговую аттестацию выпускников 9-ых классов в форме ОГЭ;
- промежуточную и текущую аттестацию обучающихся 1-11 классов;
- мониторинговые исследования качества знаний обучающихся 4-ых классов по русскому языку, математике и чтению;
- участие и результативность в школьных, муниципальных, республиканских и др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- мониторинговое исследование обучающихся 1-го класса «Готовность к обучению в школе и адаптация»;
- мониторинговое исследование обученности и адаптации обучающихся 5-го класса;
- мониторинговое исследование образовательных достижений обучающихся на разных уровнях обучения в соответствии со школьной программой мониторинговых исследований;
- мониторинговое исследование способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
4.2. Содержание процедуры оценки качества организации образовательной деятельности включает в себя:
- результаты лицензирования и государственной аккредитации;
- эффективность механизмов самооценки и внешней оценки деятельности путем анализа ежегодных публичных докладов;
- программно-информационное обеспечение, наличие Интернета, эффективность его использования в учебной деятельности;
- оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;
- обеспеченность методической и учебной литературой;
- оценку соответствия службы охраны труда и обеспечение безопасности (ТБ, ОТ, ППБ, производственной санитарии, антитеррористической безопасности, требования нормативных документов);
- оценку состояния условий обучения нормативам и требованиям СанПиН;
- диагностику уровня тревожности обучающихся 1, 5, классов в период адаптации;
- оценку отсева обучающихся на всех ступенях обучения и сохранение контингента обучающихся;
- анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников;
- оценку открытости школы для родителей и общественных организаций, анкетирование родителей.
4.3. Содержание процедуры оценки системы дополнительного образования включает в себя:
- степень соответствия программ дополнительного образования нормативным требованиям;
- долю обучающихся (%), охваченных дополнительным образованием.
4.4. Содержание процедуры оценки качества воспитательной работы включает в себя:
- качество планирования воспитательной работы;
- охват обучающихся таким содержанием деятельности, которая соответствует их интересам и потребностям;
- наличие детского самоуправления;
- удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательной деятельностью;
- исследование уровня воспитанности обучающихся;
- положительную динамику количества правонарушений и преступлений обучающихся.
4.4.5. Содержание процедуры оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования включает в себя:
- аттестацию педагогов;
- отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе районных методических объединений и т.д.);
- знание и использование современных педагогических методик и технологий;
- образовательные достижения обучающихся;
- подготовку и участие в качестве экспертов ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня.
4.6. Содержание процедуры оценки здоровья обучающихся включает в себя:
- наличие медицинского кабинета и его оснащенность;
- регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических профилактических мероприятий;
- оценку заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников школы;
- оценку эффективности оздоровительной работы (здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время);
- оценку состояния физкультурно-оздоровительной работы;
- диагностику состояния здоровья обучающихся.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня достижений результатов деятельности школы.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые при необходимости могут корректироваться, источником расчета являются данные статистики.
Критерии |
Показатели |
Образовательные результаты по уровням образования (внутренняя оценка) |
Доля обучающихся, которые учатся на «4» и «5» Доля обучающихся, которые участвуют в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях Доля второгодников Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании Доля обучающихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца Доля обучающихся 11 классов, получивших документ об образовании Доля обучающихся 11 классов, получивших документ об образовании особого образца |
Внешняя оценка |
Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты ГИА 9 по русскому языку и математике и предметам по выбору) Результаты независимой аттестации выпускников 11 класса (результаты ГИА 11 по русскому языку и математике (базовый и профильный уровни) и предметам по выбору) Результаты независимого регионального комплексного исследования качества общего образования Уровень освоения стандарта (доля выпускников, сдавших ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и математике ниже установленного минимума) Доля обучающихся, участвующих в муниципальных предметных олимпиадах Доля обучающихся, победивших в муниципальных, региональных предметных олимпиадах Доля обучающихся, принимавших участие в муниципальных, региональных, российских мероприятиях |
Здоровье обучающихся |
Соотношение доли детей, имеющих отклонение в здоровье, до поступления в школу к доле детей с отклонениями в здоровье в возрасте 14 лет Доля обучающихся, которые занимаются спортом Доля обучающихся, которые занимаются в спортивных секциях |
Социализация обучающихся |
Доля выпускников, не работающих и не продолживших обучение, к численности выпускников Доля обучающихся, состоящих на учете в ОПДН, КДН к общей численности обучающихся Доля выпускников, поступивших в учебные заведения после 9-го класса |
Готовность родителей к участию в управлении школой |
Доля родителей, участвующих в «жизни школы» |
Инновационный потенциал учителей |
Доля учителей, которые используют современные педагогические технологии Доля учителей, которые используют ИКТ на уроках Доля педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию Доля педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию Доля педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации (1 раз в 3 года) Доля педагогических работников, выступавших на РМО Доля педагогических работников, принимавших участие в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Классный руководитель года» и др. |
Соответствие требованиям к условиям обучения |
Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов учебного плана Соответствие нормам и требованиям СанПиН Наличие дополнительного образования, количество программ дополнительного образования Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами Наличие оборудованного медицинского кабинета |
4.7. Для проведения оценки качества образования на основе кластерной модели из всего спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательной системы школы. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.
4.8. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности, формы результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества устанавливаются в школьной программе мониторинговых исследований.
4.9. Организационной основой осуществления процедуры мониторинга является план, где определяются объект, показатели, периодичность предоставления информации и ответственные исполнители. На ее основе составляется годовая или полугодовая схема мониторинга, которая указана в плане внутришкольного контроля и утверждается приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность, обязательна для исполнения работниками школы.
4.10 Мониторинг осуществляется в двух формах: постоянный (непрерывный) мониторинг (осуществляется непрерывно после постановки задач и создания системы запросов с соответствующей технологией сбора и обработки информации) и периодический мониторинг (осуществляется периодически) в соответствии с планом.
4.11. Мониторинг представляет собой уровневую иерархическую структуру и включает в себя административный уровень школы, уровень методических объединения учителей-предметников и классных руководителей и уровень Совета школы.
4.12. Проведение мониторинга требует взаимодействие на всех уровнях образовательной организации.
4.13. Для проведения мониторинга назначаются ответственные лица, состав которых утверждается приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. В состав лиц, осуществляющих мониторинг, включаются заместители директора по УВР, ВР, руководители методических объединений, учителя.
4.14. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.
4.15. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
- определение и обоснование объекта мониторинга;
- сбор данных, используемых для мониторинга;
- структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное использование информации;
- обработка полученных данных в ходе мониторинга;
- анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
- подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
- распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.
4.16. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку системе образования, являются анализ изменений характеристик во времени (динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках образовательной системы (сопоставительный анализ).
4.17. Методы проведения мониторинга:
- экспертное оценивание,
- тестирование,
- анкетирование,
- ранжирование,
- проведение контрольных и других квалификационных работ,
- аналитическая и статистическая обработка информации и др.,
- наблюдение.
4.18. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы — аналитические справки и приказы, отчеты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива организации, осуществляющей образовательную деятельность, учредителя, родителей (законных представителей).
4.19. Результаты мониторинга являются основанием для принятия административных решений на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.20. Администрация школы ежегодно публикует доклад о состоянии качества образования на официальном сайте школы в сети Интернет.